Пятница, 18.08.2017, 02:22
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Claude, Shimanski, filatov14 
Форум » Разное » Реальные ЖД » JHMD - Йиндржиховградские Подъездные пути (Обещанный отчет о поездке на узкоколейку, которая живет.)
JHMD - Йиндржиховградские Подъездные пути
SkifДата: Воскресенье, 16.01.2011, 22:19 | Сообщение # 1
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Жизнь порой преподносит любопытные сюрпризы. О том, что я попаду в эту узкоколейную Мекку Чехии, я не мог даже мечтать еще полгода назад, хотя такая возможность теоретически существовала. Итак, представляю вашему вниманию, как верно подметил наш друг Андрей,



Отчет о том, как двое парней и одна девушка до JHMD добрались и назад вернулись


В главных ролях (слева направо ):

Дмитрий Кучинский. Ваш ведущий разработчик. Собственной персоной.
Валерия Терентьева. Теперь без комментариев. И просто заткнитесь, ладно?
Андрей Штильмарк. Он же Шиманский. Он же зачинщик всего этого дела. Он же наш транспорт, гид, переводчик, и просто хороший друг. Спасибо тебе, Адрюха!


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Воскресенье, 16.01.2011, 22:35 | Сообщение # 2
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Часть 1. Дорога. Йиндржихув Градец.

Наша поездка началась утром, 26 числа. Андрей, как мы заранее условились, заехал за нами в гостиницу, и мы выбрались за город, чтобы поспеть к утреннему поезду. Как мы заранее выяснили, туристические поезда на Новую Быстрицу (Nova Bystrice) нам не светят, но регулярное пассажирское движение до Обратани (Obratan) имеется. Погода - от -3 до +3, довольно влажно и сыро, дорога обильно заметена снегом и посыпана солью.
То, как мы пробивались в городок Йиндржихув Градец, расположенный в 160 километрах на юг от Праги, это отдельная история. Благодаря мастерству Андрея и чудесам спутниковой навигации, где-то через полтора часа мы достигли цели.

Город будет интересен не только узкоколейщикам, это типичный провинцальный европейский городок с узкими улочками, обилием частных магазинов, центральной площадью и прочими стандартными прелестями. Одной из его достопримечательностей является старинный неплохо сохранившийся замок в верхнем городе. Но на рождественские праздники город выглядит вымершим - люди предпочитают сидеть по домам в тепле и уюте со своими семьями. Рождество в Европе - праздник тихий и домашний.

О том, что ты достиг цели, можно догадаться, только-только подъехав к городскому вокзалу:


Вокзал Йиндржихув Градец.

Вокзал здесь совмещенный. С одной стороны от него - царство широкой колеи. По другую сторону компактно примостилась тупиковая узкоколейная станция:

На снимке вагон класса Balm/u . Такими вагончиками осуществляются регулярные пассажирские перевозки на JHMD . Построены они заводом Vagonka Studenka, расположенном в небольшом одноименном городке недалеко от Остравы. Помимо УЖД техники, нам этот завод известен тем, что изготавливал для СССР автомотриссы АЧ2 и прицепные вагоны АПЧ для них. С одним из таких пассажирских вагончиков мы еще познакомимся поближе, немного позже.

JHMD - железная дорога уникальная. Помимо того, что эта система является частной компанией-грузоперевозчиком, это единственная ныне действующая в Европе узкоколейка, на которой осуществляются регулярные перевозки вагонов широкой колеи по узким путям. Колея JHMD "боснийская" - типичная для европейских УЖД австрийского образца и составляет 760/762 миллиметра. В 90-е годы дорога, как многие у нас на родине, столкнулась с кризисом перевозок. Шли разговоры о разборке системы, но группой инициативных лиц было найдено необычное решение. Чтобы сократить расходы на перегрузку товаров из ширококолейных вагонов в узкоколейные, чтобы доставить их потребителю, были придуманы т.н. "podvalniki" (на русский можно перевести как "подхватники", или техническим языком - транспортные тележки):

Вот такие:

Дело было зимой. Поэтому детальки, конечно, многие не видны... Но вы уж поверьте - это они и есть. Это такая маленькая тележка, на которой размещается вилка, позволяющая приподнять ось ширококолейного вагона и удерживать ее в движении. Под двухосный вагон таких тележек нужно две, под тележечный - четыре, по одной на каждую колесную пару. Вилка сидит в шкворневом узле транспортной тележки и позволяет системе вписываться в кривые. А чтобы подкатить под вагон эти тележки, на узловых станциях узкоколейки есть вот такие эстакады:

На фото она на правом пути и сильно занесена снегом. Вагон широкой колеи заводят на эту эстакаду. По идущему на нижнем уровне узкоколейному пути лебедкой закатывают транспортные тележки, подводят их под оси вагона. Потом ширококолейный путь резко проседает вниз и уровни меняются местами - теперь узкий путь идет выше. Колесные пары вагона повисают в воздухе, подхваченные транспортной тележкой. Остается только подвести тепловоз и откатить вагон на узкоколейные пути.

Половина проблемы, таким образом, снимается.


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Воскресенье, 16.01.2011, 23:10 | Сообщение # 3
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Вторая половина проблемы - чем довезти вагон до получателя. Нужно прицепить его к узкоколейному локомотиву, обеспечить поезд тормозами. Небрежность здесь непростительна - малейшее нарушение - и нестандартный для УЖД тяжелый и широкий вагон, центр тяжести которого может уйти в сторону за узкую площадь опоры, опрокинется и стащит за собой весь легкий узкоколейный поезд.

Для вождения транспортеров служат специальные переходные вагоны:
[/url]

Вагон оснащен стандартными европейскими пневматическими тормозами DAKO, такими же, как и локомотивы JHMD, а по краям имеет дублированные сцепки - европейскую винтовую стяжку для сцепления с транспортером и щеколдную узкоколейную сцепку, типичную для JHMD. Внутри такой вагон нагружен балластом. Это или свинцовые листы, или сыпучий груз. Балласт нужен для того, чтобы обеспечить достаточное тормозное усилие поезду - тормозят только переходные вагоны, которых обычно два - в голове и хвосте. Магистрали ширококолейных вагонов служат для передачи воздуха в хвост поезда, воздухораспределители же выключены. Второе назначение тяжелого вагона - удержать поезд на рельсах, если транспортируемый ширококолейный вагон сойдет и потащит за собой поезд.


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Воскресенье, 16.01.2011, 23:45 | Сообщение # 4
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Я знаю, чего вы все ждете... Ну разумеется! Основной тяговой единицей на JHMD служит легендарный CKD Tu 47 , поставлявшийся в СССР под обозначением ТУ3. История тепловозов Tu47 началась в 1957 году, и по сей день по йиндржиховоградской узкоколейке бодро бегают пятидесятилетние старички:

Многим из них выпала нелегкая судьба - они сходили с рельс, сталкивались с автомобилями на переездах, передавались с дороги на дорогу и возвращались прежнему владельцу. Это машины с историей, у каждой - своя судьба. Те из них, которые прошли капитальный ремонт - выглядят совсем молодо, весело. Как например, вот эти красавцы. Один из них, №018, повезет сегодня нас.

Частный характер собственности дороги проявляет норов в дизайне вот этой машины biggrin , №019. Один возрожденных после аварии теповозов. Его цвет наводит на размышления.

Локомотивы, которые вышли из капремонта, отличаются от своих собратьев. Родные дизели 12V170DR заменены современными установками, практически бесшумными. Теперь я понял, что показывалось на старых фото 018-го тепловоза после ремонта... Непривычно видеть гладкие борта без привычных круглых решеток вентиляторов тележек и длинных кожухов жалюзи холодильника - у новых дизелей система охлаждения куда более компактная, хватает половины прежней конструкции на одном из бортов. Передача у новых локомотивов переменно-постоянного тока, дизели же работают практически бесшумно, что несколько опасно. Например, снимая один из кадров выше, я совершенно не заметил, как мимо меня на соседний путь пролетел этот самый фиолетовый Tu47 с пассажирским с Обратани. А скорость движения на JHMD высокая - до 50 км/ч.
Внешний вид - выше всех похвал. Тепловозы блестят на солнышке и так и рвутся вперед. Вот этого, например, красный сигнал еле сдерживает . На нем мы и поедем:

Это была первая часть отчета. Самое вкусное я пока приберег, хотя оно тоже нам попалось на первой же станции. Прошу не разбивать тему комментариями, пока я не закончил отчет. Или заведите отдельную. Продолжение следует и скоро. А все видео будут в конце, независимо от их назначения - так ведь удобнее. Возможно, потом я их переставлю.


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Вторник, 18.01.2011, 01:20 | Сообщение # 5
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Завтра будет продолжение рассказа. Ой, уже сегодня!

Пока прокоментирую тебя в твоём же посте.
Подвальники (Podvalnik) чехи с W не дружат, не поляки. То что это единственная УЖД с перевозкой Широких вагонов в Европе, тоже не правда. У поляков есть ешё одна, похожая. Тоже перевозят Ширококолейные вагоны. Но вот у них "Podwalnik" выглядит совсем по другомую.

Да и ТУ47 был разработан не по заказу СССР. А по заказу министерства ЖД транспорта Чехии для замены Паровозов. А Представители СССР его видели на выставке в городе БРНО (фотка из моей книги, и инфа тоже. Книгу рыскаю)
Типа Shimanski коментил cool


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Вторник, 18.01.2011, 22:28 | Сообщение # 6
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
О, так подправляй, я то писал по советскому источнику. Я только за. Запрет же на членов экспедиции не распространяется biggrin .

Про подвальники писал в белорусской транскрипции, я польский учил вторым языком, не чешский.

Про эту УЖД я знаю, там мой дружок Юрка Панин был. Но там сейчас подвальники стоят без дела, проверено. Все ржавеет. Именно поэтому я и написал "действующие". Дорога перешла на музейные покатушки. Там они транспортерного типа, на них вагон загоняют целиком.

Правильнее, наверное, так: тепловоз ТУ3 чехами создан по советскому заказу на базе Т47 второй серии после того, как спецы из СССР, увидев на выставке машину первой серии, составили ТУ на машину для СССР. Все же Ту3 не на 100% идентичен Т47-02 (назовем его так).


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Воскресенье, 23.01.2011, 20:46 | Сообщение # 7
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Продолжаем smile

Часть 2. В дороге на Обратань.

Итак, пока мы, спотыкаясь о спрятанные под снегом шпалы, активно фотографировали станцию, Т47-018 подтащил один пассажирский вагон к платформе. Торопимся назад и забираемся внутрь.

Выясняем, что билеты покупают прямо у проводника, шаримся по карманам в поисках мелочишки и становимся счастливыми обладателями билетов до Обратани. Вот таких:

Оплата проезда - по километражу. Из билета можно косвенным путем выяснить, что длина дороги до Обратани - 50 километров. Проезд в один конец стоит 40 крон. Чуть меньше 2 рублей народа США. Не скажу, что электричка в Минске стоит дороже, но ведь то электричка, а то - JHMD! В ценах на электричку Лерочка разбирается куда лучше меня.

Пока поезд не отправился, есть время осмотреться. Вагончик просторный (табличка гласит, что на 46 сидячих мест суммарно в двух отделениях), хотя по габариту явно не намного tongue превышает обычный "паф". Одно отличие бросается в глаза сразу - нет переходных площадок, а тамбуры занимают по длине вагона еще по одному окну с каждой стороны. Один тамбур служебный, там обитает проводник.
В вагоне от пола идет приятное тепло - салон отапливается в зимнее время факельным подогревателем. Система работает на солярке. Соляркой греют воду, она циркулирует в системе отопления - дальше дело техники. Немаловажный факт, учитывая, что в открытом поле в горах холод ощущается неслабо.

Плавный-плавный толчок - и поезд отправляется. Сейчас, за горловиной станции, он выйдет на трехниточный путь, и там сможет разогнаться.


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Воскресенье, 23.01.2011, 21:10 | Сообщение # 8
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Состояние пути на JHMD заслуживает отдельного упоминания. Все главные пути уложены тяжелым рельсом, соответствующим нашему Р33, а местами и Р43. На второстепенных путях и разъездах чаще лежит привычный Р24. Поэтому поезда здесь ходят а) мягко и б) быстро . Скорость непривычно высока - пейзажи за окном пролетают, как в пригородной электричке. А пейзажи знатные - узкоколейка пролегла по живописнейшему горному ландшафту южной Чехии:

Звуковая обстановка тоже непривычная - слышен только низкий гул катящихся по рельсам колес и мерное постукивание на стыках. Вагон мягко и усыпляюще покачивает. В кривых чувствуются неслабые боковые силы - видно, переходных кривых в проекте трассы не предусматривалось. Тепловоз периодически сигналит, распугивая редких автомобилистов на переездах и представителей местной фауны. А ее здесь хватает. После того, как возле нашей гостиницы мы видели зайца, а из окон автобуса - стада косуль, нас уже ничем не удивишь!

Первая остановка на пути - станция Каменица-над-Липой .


Типичная поселковая станция. На ней тоже есть двухстойловое локомотивное депо, в котором явно что-то прячется. Ну, а то, чему спрятаться некуда, красуется в тупике. Отличная возможность пофотографировать технику, например, два вот таких симпатичных вагона-самосвала - один с тормозной площадкой, второй - без :


вот такие у них интересные тележки:

Не часто такую могучую цистерну встретишь на узкоколейке. Интересно, в ней "ОН" или "не ОН" ?

А вот и двухосная цистерна на тех самых транспортных тележках. Заехала сюда с широкой колеи, да так и осталась:

Презанятные грузовые вагоны:

Трудно удержаться и не пофотографировать их:

Однако, пора ехать дальше!


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Суббота, 29.01.2011, 15:47 | Сообщение # 9
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Выезжаем из Каменицы и продолжаем любоваться местными красотами:




Для снегоборьбы на краю поля выставляют такие знакомые деревянные щиты, совсем как у нас в Беларуси:

Просторы полей сменяются маленькими поселками, в которых расположены станции:




Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Суббота, 29.01.2011, 15:48 | Сообщение # 10
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Выезжаем из Каменицы и продолжаем любоваться местными красотами:




Для снегоборьбы на краю поля выставляют такие знакомые деревянные щиты, совсем как у нас в Беларуси:

Просторы полей сменяются маленькими поселками, в которых расположены станции:




Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Суббота, 29.01.2011, 15:49 | Сообщение # 11
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Пробежав полсотни километров, поезд добрался до конечной станции Обратань (Obratan), где и заканчивается ветка JHMD. Рядом с тупиком, которым заканчивается главный путь, стоит километровый столбик, подтверждающий - позади 50 километров узкой колеи. Перед платформой станции расположен небольшой разъезд, где тепловоз обгоняет поезд, а затем осаживает его вагонами назад на станцию, чтобы отправится в обратный путь.



Вокзал на Обратани очень похож на вокзал Йиндржихува Градца, их архитектура однотипная:



Начинает темнеть, и мы спешим осмотреть станцию и разбегаемся по территории.

Красавец угольный склад


Путевое развитие станции (она совмещена с ширококолейной, как и Йиндржихув Градец) надежно скрыто полуметровым слоем снега, и нужно соблюдать осторожность, перемещаясь по ней.



Ну, а мы с Андреем увлеченно обсуждаем, какая хорошая, красивая и мощная машина Tu47 biggrin :



Между тем, поезд втягивается назад к платформе и мы отправляемся в обратный путь. Пора домой. На обратном пути большую часть времени тепловоз бежит накатом, сонно урча дизелем на холостых оборотах. Он потратил много сил и топлива, чтобы забраться сюда, а теперь на обратном пути отдыхает. На одном из разъездов мимо нас пролетает встречный пассажирский поезд на Обратань. Это единственный поезд за сегодня, кроме нашего, который мы встретили. Подняв снежный вихрь, он проскакивает мимо нашего и исчезает в лесу:



Назад на Йиндржухув Градец возвращаемся затемно, довольные донельзя. Поездка явно удалась.

Напоследок я приведу немножко отснятого нами видео, а также просто снимки, которыми хочется поделиться вне сюжетной линии отчета. Спасибо тебе, Андрюха, что подбил меня на эту авантюру и помог реализовать ее. Без тебя мы бы сюда вовек не добрались.


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Суббота, 29.01.2011, 16:03 | Сообщение # 12
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
На станции Йиндржихув Градец торчит не только современная техника. На одном из путей разместились исторические вагоны австрийской и чешской постройки, используемые в дни паровой тяги. От одного взгляда на эти красавцы так и тянет в них прокатиться:



Особенно хороши вагоны с открытыми площадками... Нам неведома эта культура. А они есть, вот они - живые, настоящие, стоят в десятке метров от тебя. Это фантастика.


Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Суббота, 29.01.2011, 16:19 | Сообщение # 13
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
На одном из верхних снимков скромно прикорнула двухосная техническая дрезина. А на широких путях станции есть ее старшая сестра.

Есть на станции и техника, характерная для польских узкоколеек. Это тяжелый тепловоз с гидропередачей Lxd2 и румынская автомотриса Mbxd2:


Остальная техника трусливо прячется в депо. Вот в этом:



Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
SkifДата: Суббота, 29.01.2011, 16:20 | Сообщение # 14
Администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 829
Репутация: 29
Статус: Offline
Ну, осталось видео. Его чуть попозже, утомился.

Это наша-то колея узкая? Да это просто ваша слишком широкая!
 
ShimanskiДата: Воскресенье, 30.01.2011, 19:28 | Сообщение # 15
Веб-администратор ресурса
Группа: Администраторы
Сообщений: 1309
Репутация: 30
Статус: Offline
Вот смотри,видишь? "Там будешь жить!" cool

Пару слов от себя.

Да поездка для меня была очень приятная. Несмотря на утренний подъём, и не особо хорошо очищенные от снега дороги мы дабрались успешно а главное быстрее чем я предполагал. И успели всё что хотели.
Немного подвело то что были праздники и например в городе ничего не работало.

Для меня это было второе посещение этой дороги, и лично в этот раз меня немного разочаровало отсутствие шеренги товарных вагонов на тележках... Хотя это могло быть из за того что праздники...

Тем не мение дорога работает стабильно, тепловозы в отличном состоянии, и машинисты так-же кроют матом из кабины диспетчера cool

Ребята вам спасибо за то что посетили меня, и за то что Дима подкинул идею про ЙХМД. Сам бы туда не поехал, потому что одному скучно...
А с вами была замечательная поездка.

Валерия, тебе отдельное спасибо за пару перлов (запомнил и сейчас часто использую) Ну и за то что составила нам компанию (Девушка железнодорожник, которая понимает о чём балаболят два помешанных на паровозиках мужика, да ещё и компанию составляет в разговоре это сила smile ) В жизни не видел (Дима где скачать? biggrin Хочу такую же, похоже у наших белорусских коллег девушки на ЖД не такая редкость как у нас) Забирай на здоровье это "счастье", если так хочется. Подробности тебе известны.

cool

Вобщем, всем спасибо! Я фотографии выкладывать не буду, так как сам не фотал (потерял фотик где-то в доме) Поездка была душевной!

И жду вас в гости, ещё раз. smile



(с) Shimanski (Kuid: 524917)
Если вам понравились мои Разработки, вы можете меня поблагодарить и материально через кошелёк 41001847565659
 
Форум » Разное » Реальные ЖД » JHMD - Йиндржиховградские Подъездные пути (Обещанный отчет о поездке на узкоколейку, которая живет.)
Страница 1 из 212»
Поиск: